Многие композиторы, писавшие для скрипки, были исполнителями-виртуозами. Они прекрасно знали возможности своего любимого инструмента и их произведения составляют основу скрипичного репертуара.
Композиторам-скрипачам посвящены небольшие очерки под общим названием:
«В скрипичном ключе».
Иоганн Себастьян Бах очень любил музыкальные инструменты. Современники шутили: «У Баха инструментов больше, чем сорочек». Его коллекция насчитывала более 40 экземпляров! Некоторые были созданы по его собственным чертежам, ведь композитор прекрасно разбирался в акустике и механике, Если в соседнем городке появлялся новый орган, непременно приглашали Баха: ведь никто не мог лучше определить достоинства и недостатки инструмента. А чтобы настроить клавесин, Иоганну Себастьяну хватало каких-то пятнадцати минут!
При жизни Бах был известен прежде всего как исполнитель на органе и клавире. (Лишь спустя 100 лет после смерти к нему пришла слава композитора). А еще Бах играл на скрипке и альте.
Игра на органе — дело очень сложное. Ведь у органа не только несколько ручных клавиатур, но и система ножных педалей: целая клавиатура для ног!
Бах работал церковным органистом и в его обязанности входило писать музыку для каждой воскресной службы. Именно поэтому среди сочинений композитора так много произведений для органа, которые он сам и исполнял. Иоганн Себастьян садился за орган, торжественные звуки, сплетаясь, уносились под своды готического храма, и прихожане замирали в восторге.
Не менее виртуозно Бах играл на клавире. (Клавир — это общее название струнных клавишных инструментов, включая клавесин, клавикорды и другие). Для клавира композитор также написал множество сочинений, превратив этот инструмент в настоящую творческую лабораторию: обогатил его виртуозной техникой, расширил художественные возможности. Также он изобрел новую технику игры на клавире: не 4-мя пальцами, как прежде, а всеми 5-ю.
Давним другом музыканта была и скрипка, на которой он играл также свободно, как на органе или клавесине.Скрипка была первым инструментом, которым овладел маленький Иоганн Себастьян. Играть на ней его учил отец и благодаря скрипке юный музыкант навсегда страстно полюбил музыку. Для скрипки композитор написал не так много произведений, как для органа или клавесина, но каждое из них — настоящая жемчужина!
Для какого бы инструмента ни писал Иоганн Себастьян, всегда в его музыке есть размышления о самых важных вопросах человеческой жизни. В каждом из его творений мы слышим голос великого Баха. Он говорит с нами о вечном.
Бах говорит с вечностью на одном языке.
#вскрипичномключе