Константин Маковский часто писал своего сына
Наталья Швец
Константин Маковский принадлежит к известной художественной семье. Живописцами были отец Егор Иванович, братья Владимир и Николай и сестра Александра. Так что свои первые профессиональные навыки он получил в семье. Позже Константин стал хорошим и дорогим художником, поэтому Павел Третьяков, который умел считать деньги, покупал его редко.
Главным учителем Маковского стал Василий Тропинин. Позже он учился в Московском училище живописи и ваяния, в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Известно, что он был одним из участников «бунта 14», когда группа учащихся во главе с Иваном Крамским отказалась выполнять конкурсную работу. После этого последовал выход молодых художников из академии. Этот поступок стал первым демонстративным выступлением приверженцев зарождающейся национальной школы реалистической живописи против классического, академического направления в изобразительном искусстве XIX века.
Свой путь в живописи Маковский начинал с бытового крестьянского жанра, а в итоге стал писать картины на исторические темы. В них он описывал быт древнерусского боярства, создавая нарядные композиции и умело сочетая портретный жанр с натюрмортом и интерьером.
В мастерской художника
На картине «В мастерской художника» мы видим босоногого мальчугана в белой сорочке. Он влез на антикварный резной стул, накрытый парчовый покрывалом, и схватил аппетитное красное яблоко, которое лежало на широком блюде рядом с гроздями винограда и другими фруктами.
Сюжет для картины, у которой есть второе название «Маленький вор», Константин Маковский подсмотрел в собственной мастерской. Художник собирался рисовать натюрморт с натуры и приготовил всё к началу работы. Он задрапировал кресло и стены, красиво разложил фрукты на блюде, поставил рядом серебряный кувшин и ненадолго вышел из комнаты. А когда вернулся, застал сцену: четырёхлетний сынишка Серёжа пытается дотянуться до яблока. Ребёнок же не знал, что фрукты приготовлены для натюрморта…
Увидев занятную сцену, Маковский не растерялся, тут же схватил карандаш и набросал эскиз увиденного. В итоге спонтанный сюжет вылился в интересную композицию.
В её центре тянущийся к яблоку ребёнок. Как уже говорилось выше, это сын Константина Егоровича от второй жены Юлии Летковой. С годами Сергей превратился в красивого мужчину с элегантными усами, стал поэтом, писателем, критиком, искусствоведом, издателем.
Сергей Константинович вспоминал, что в детстве его одевали по моде тех лет в платьица, и у него были светлые волосы, которые очень нравились отцу. Тот рисовал мальчика довольно часто, так что Сергея можно увидеть на многих полотнах Константина Егоровича Маковского.
На этом же полотне можно видеть реквизит мастерской художника, который он использует в работе — антикварный кувшин с огромными кистями разных видов, красивый резной стол, кресло и т. д.
Особого внимания заслуживает старинный меч в красивых ножнах и секира. Это оружие явно имеет почтенный возраст и богатую историю. Известен факт, что Константин Маковский был страстным коллекционером старинного оружия, хранил его в мастерской вместе с другим реквизитом для рисования.
Всю нижнюю часть картины занимает большая собака, которая мирно спит на ковре. Пёс жил в семье друзей художника. Его специально приводили на сеанс, а вечером уводили обратно. Вид спящего питомца придаёт картине ощущение спокойствия и домашнего уюта.
Работа Маковского «В мастерской художника» хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Маковский в Третьяковке
Константин Маковский считался очень дорогим художником, за свои картины он просил большую цену. Обычно продавал их тому, кто больше платил, и многие, в том числе Павел Третьяков, даже упрекали его в не патриотизме. Павел Михайлович Третьяков понимал живопись, но знал цену и деньгам. Поэтому работы Константина Маковского он покупал редко, долго обдумывая и торгуясь.
Всего меценат приобрёл четыре картины, и среди них замечательнейшее полотно «Дети, бегущие от грозы». А «В мастерской художника» Третьяков не купил. Она оказалась у любителя искусств по фамилии Кузнецов, видимо, тот предложил больше. Позже картина попала в Государственный музейный фонд, а после его расформирования в 1972 году поступила в Третьяковскую галерею, где долгое время хранилась в запасниках. Сейчас она выставлена в Академическом зале.
Академический зал Третьяковки
Этот зал называется так потому, что Павел Третьяков отдавал предпочтение художникам-передвижникам, художникам-реалистам. Но иногда изменял своему правилу и приобретал произведения художников других направлений, например, академистов.
После революции «парадную» живопись, как чуждую советской идеологии, изъяли из экспозиции и отправили в запасники. Полотна вернули в зал после ремонта и реконструкции Третьяковки. В обиходе музейных работников и завсегдатаев галереи этот зал (№ 22) стал называться Академическим. Здесь можно увидеть работы Ивана Айвазовского, Якоби, Генриха Семирадского, Василия Верещагина и др.